Творческие встречи: в кадре и за кадром

Совместно с Высшей школой телевидения (факультет Московского государственного университета) организовываем творческие встречи с молодежью. На них ветераны телевидения делятся своими знаниями и опытом в рамках нашей программы стажировки и дополнительного образования «Будущее медиа».
Телевидение — это не только красивая картинка с улыбающимся ведущим и известными гостями в декорациях телестудии.
В первую очередь, это отлаженный механизм «закулисной» работы, в котором участвуют десятки людей. Режиссёры, корреспонденты, сценаристы, редакторы, операторы, осветители, звукорежиссёры — неполный список профессионалов, без которых не обходится ни один съёмочный процесс.
Во многом своим существованием современное телевидение обязано этим людям. Они посвятили всю свою жизнь телевидению, но всегда оставались за кадром. В антологии «За кадром» мы собрали интервью с заслуженными ветеранами телевизионной отрасли, подопечными фонда поддержки деятелей телевидения им. Владислава Листьева «Герои экрана». Многие из них впервые рассказывают о том, как проходили их трудовые будни и что осталось за кадром.
Интервью
с героями экрана
Елена Николаевна
Харчевникова
(род. 25 апреля 1962 г.)

Начала свою телевизионную карьеру в качестве помощника режиссера программы «Взгляд». Первый режиссер шоу «Поле чудес», режиссер программы «Тема», документальных фильмов и телесериалов.

Ей предложили менять картинки погоды в «Вестях», но Эдуард Сагалаев взял ее работать к себе, так Елена Харчевникова попала в программу «Взгляд», работала с Владиславом Листьевым, Александром Любимовым и другими легендами отечественного телевидения. Стала первым режиссером всем известной телеигры «Поле чудес». Настоящей отдушиной для Елены являются документальные фильмы, признается, что создает их для себя. Сейчас снимает телесериалы, один из самых известных — «Гадалка», выходящий на ТВ3.
Анна Алексеевна
Шишко
(род. 23 июня 1945 г.)

Режиссёр, журналист, литератор, член союза писателей РФ, член Старейшего Союза литераторов Москвы, Академик Евразийской Академии телевидения, заведующая секцией театра и телевидения Центрального дома работников искусств.

В 1965 году в Главную редакцию научно-популярных программ Центрального телевидения, проработала там 37 лет. В 70−80-е г. г. закончила курсы режиссёров спортивных передач, комментаторов и директоров фильмов. В начале 90-х г. г. работала ведущей на канале «Семейный». В фильмографию Анны Алексеевны входит около 160 работ. С 2001 г. заведует секцией театра и телевидения Центрального Дома работников искусств и является ведущей авторских вечеров ЦДРИ. На протяжении 8 лет является автором и ведущей посвящённого истории телевидения цикла вечеров «Звёзды из провинции» — творческих встреч с сотрудниками телевизионных редакций, создателями телепередач и лауреатами премии «ТЭФИ»

Марина Владимировна Баранова
(род. 1 мая 1954 г.)

На телевидении с 1971 г. За 25 лет работы в программе «Время» прошла карьерный путь от помощника режиссёра до редактора.

Работала с «элитой» советской журналистики Н.Шаховой, А.Тихомировым, Д.Беловым, В.Голубевым, С.Бестужевой, Е.Синицыным, Д.Киселёвым и др. Работала обозревателем по культуре. В тандеме с Александром Каверзневым выпускала программу «Содружество». Автор и ведущая программы «Национальное достояние» (телеканал «Спас»).
Юрий Николаевич Безелянский
(род. 2 марта 1932 года)

В течение 15 лет работал на радио (Иновещание) обозревателем и редактором в отделе вещания на страны Латинской Америки.

Был ведущим авторской программы «Академия любви» на канале «Дарьял ТВ». Автор телевизионного фильма о звезде мирового кино — Марлен Дитрих. Член Союза журналистов Москвы с 1964 года, член Союза писателей Москвы и Клуба писателей ЦДЛ. Автор 37 книг. «Неизвестный шестидесятник», «Ловец информационного жемчуга», «Миссия — Просветитель», «Сам себе Интернет» — это всё о Юрии Николаевиче.
Любовь Владимировна Терехова
(род. 25 декабря 1941 года)

Хорошо известна советским и российским телезрителям. В 80-90-х годах вся страна смотрела её сюжеты об экономическом развитии регионов и областей в программах «Сельский час» и «Крестьянский вопрос».

За 40 лет работы журналистом Любовь Владимировна объездила всю страну. Её репортажи отличала предельная острота, правдивость и неизменная сердечность в отношении героев своих сюжетов. Деятельность Любови Тереховой не ограничилась телеэкраном. На сегодняшний день ею выпущены 6 поэтических сборников. Она принимала участие в литературно-поэтических чтениях «Прохоровское поле», посвященных 65-й годовщине Победы на Курской Дуге. В Прохоровском сражении участвовал её отец, вернувшийся с огненного поля инвалидом. Поэтому в поэзии Тереховой тема войны занимает значительное место. «Я — из населения, Я — из нас и я из вас», — признается одна из лирических героинь поэтессы Тереховой, подчёркивая свою спаянность с народом, с тем, что пережито им в годы перестройки и тяжёлые 90-е годы.
Валерий Семёнович Лещинский
(род. 2 октября 1941 года)

Всю свою телевизионную карьеру работал режиссёром:
с 1973 по 1986 г.г. — Главной редакции информационных программ ЦТ (программы «Клуб кинопутешествий», «Документальный экран», «Кинопанорама»), с 1986 по 1992 г.г. — Главной редакции научно-популярных и общественно-политических программ ЦТ (программы «Клуб путешественников», «Под знаком Пи»), в 1992 г. — телеканала «Россия» (программа «Пилигрим»), с 1993 по 1997 — информационных программ телеканала «2×2», в 1997 г. — Главной редакции информационных программ ТВЦ. Режиссёр документальных фильмов «На лыжах к Северному полюсу», «Путь к вершине» и др.
Белла Михайловна Пацевич
(род. 6 декабря 1947 г.)

Большая глава телевизионной биографии Беллы Михайловны посвящена ГТРК «Поморье», где она работала с 1968 по 2000 гг., 25 лет из которых — диктором программы «Панорама севера».

После переезда в Москву вслед за дочерью, телеведущей Юлианной Шаховой, стала преподавать теле- и радиомастерство, заниматься постановкой голоса и речи будущих журналистов. Среди её прославившихся учеников: Елена Винник, Игорь Полетаев, Дарья Коканова, Наталья Тингаева, Лариса Медведская, Елена Некрасова, Лидия Засельская, Александр Ветров, Григорий Бутлицкий, Ирина Муромцева, Эвелина Закамская, Алексей Бобровский, Павел Помошников, Алиса Яровская, Ирина Бреусова, Виктория Боня и другие. Диктор высшей категории, заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов РФ.
Марина Константиновна Точилина
(род. 27 апреля 1947 г.)

Пришла на центральное телевидение в 1969 году, где работала в редакции пропаганды (позднее — в РГТРК «Останкино»). В программе «Сельский час» прошла путь от помощника режиссёра до заведующего отделом.

Автор и ведущая программы «Лидер» (1992 г., канал «Останкино»), сотрудник редакции информации РГТРК «Останкино» (1994 г.), автор фильма «Открытый финал» (1994 г.); руководитель ТО «Лидер» (REN TV, 1994 г.); шеф-редактор документальных проектов канала НТВ (2000 г). Автор, сценарист циклов «Американская провинция», «Австралийские хроники», «Портрет мексиканцев на фоне страны», «Шведский стол», «И это все — Россия», «Между прошлым и будущим», д/ф «Это было при нас», «10 лет, которые...» (ТЭФИ-2000).
Константин Григорьевич Цивилёв
(род. 1 мая 1965 г.)

Работал с 1992 года редактором отдела сатиры и юмора на «Радио 1», автором и ведущим на ОРТ («Загадка СБ», с 1994 г.), корреспондентом и ведущим программ «Времечко» (НТВ, с мая 1995 г.), «Сегоднячко» (НТВ, 1997-2002 г.г.), «Иванов, Петров, Сидоров», «Твой континент» (ТВЦ, 2004 г.), «Жидкие гвозди», «Что новенького?», «Дела житейские» («Доверие», с 2010 г.), «Лежебоки» (радио «Серебряный дождь», 2003-2008 г.г.).

«Дом отдыха» (радио «Маяк», 2008 г.), корреспондентом и видео-оператором интернет-издания «Свободная пресса» (с 2011 г.). Снял 50 документальных фильмов из цикла «Городские истории» (телеканал «Столица», с 2009 г.). Автор сценариев к двум сериям «Ералаша». Автор трёх юмористических книг, сборников баек о телезвездах «ШОК», «ШОК-2» и «Лежебокой быть прикольно».
Ирина Альбертовна Семёнова
(род. 6 ноября 1961 г.)

Устроилась в 1989 г. редактором в Главную редакцию научно-популярных программ ЦТ (программы «Козырная дама», «Ключ к мировому рынку» — попробовала себя в роли ведущей). С 1995 по 2002 г.г. — главный редактор первого женского ток-шоу на российском телевидении «Я сама» с Юлией Меньшовой (канал «ТВ-6»).

В настоящий момент работает старшим выпускающим редактором Первого канала (программы «Сегодня вечером», «Пусть говорят», «Давай поженимся», «Малахов+», «Модный приговор»).
Надежда Юрьевна Меркулова
(род. 23 сентября 1955 г.)

Пришла работать на телевидение в 1972 году помощником режиссёра (до 1976 года) и впоследствии навсегда связала профессиональную судьбу с режиссурой.

Работала над программами «Утренняя гимнастика» и «Спортивный дневник».
С 1980 по 2006 г.г. была главным режиссёром спортивных трансляций «Футбольного обозрения» — еженедельной спортивной телепрограммы, посвящённой последним футбольным событиям внутри страны и за рубежом.
Надежда Юрьевна Федотова
(род. 3 марта 1971 г.)

Начала работу на телевидении в 1992 году с должности редактора ВГТРК — была автором программ «Там-там новости» (получившей премию «ТЭФИ»), «Красны девицы», «Разрешите пригласить» и документальных фильмов.

Работала автором и редактором программ «Наша музыка», «Радио-хит», «Звёзды о звёздах», редактором программ «Цена успеха», «Пять вечеров», «Кривое зеркало», «Пусть говорят», «Звёздный бульвар», «Весёлый вечер», «Мальцева» и др.
Сергей Львович Браверман
(род. 15 мая 1944 г.)

Работает на телевидении в 1967 года (помощник режиссёра, режиссёр московской редакции, редакции пропаганды ЦТ и творческого объединения «Экран»).

Работал режиссёром: Первой программы ЦТ (программа «Сельский час», с 1969 г; канала REN-TV («Вся Россия», «Между прошлым и будущим», «Лидер», «Конюшня Ростао», «Военная тайна, c 1995 г.. Автор фильма «XX лет, которые...» (ТЭФИ-2000) и более 20 документальных фильмов о странах мира. По спецзаданию руководства Гостелерадио, в 1992 году снял цикл фильмов о лидерах стран СНГ.
Александр Петрович Галкин
(род. 19 сентября 1947 г.)

С 1968 по 1999 г.г. работал в системе Гостелерадио СССР, Российской телерадиокомпании «Останкино» (редактор программы «Время», старший редактор, специальный корреспондент, комментатор, обозреватель).

Заведовал региональным корреспондентским пунктом в Юго-Восточной Азии в городе Вьентьян (Лаос) (1987-1991 г.г.) и региональным бюро ОРТ по Балканско-Черноморскому региону (г. София, Болгария) (1996-1998 г.г.) Работал обозревателем с постоянным выездом в районы «горячих» точек (Югославия, Румыния) и обозревателем Общероссийской телевизионной сети «АСТ-Прометей» (с 1999 г.). Главный редактор Главной редакции публицистических программ ТВЦ (с 2000 г.) Шеф-редактор телеканала «Культура» (с 2007 г.). Лауреат Премии Союза журналистов СССР. Награжден орденом «Знак Почета», орденом «Золотой лавр» телевидения ГДР, премией телевидения Болгарии.
Ирина Леопольдовна Терёшкина
(род. 20 декабря 1937 г.)

Была ведущим редактором самых популярных передач — «Время», «Итоги», «Утро» и «До и после полуночи».

На мастер-классе для студентов Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова Ирина Леопольдовна рассказала о том, как появляется новая телепередача. Когда креативные редакторы и корреспонденты придумывают новые темы и снимают смелые сюжеты, они не всегда умещаются в формат той или иной программы. Тогда руководство даёт возможность журналистам реализовать свои идеи, выделяя эфирное время для нового проекта.
Так было с информационно-развлекательной программой «До и после полуночи», ставшей одним из знаковых журналистских прорывов «перестройки», перевернув представление советских зрителей о современном телевидении.
Ирина Леопольдовна вспоминает, как по замыслу автора и ведущего Владимира Молчанова зрители должны были не слушать «сухую» подачу материала, а как будто «листать» телевизионный журнал, «где есть музыка, где есть милый, интересный человек». При этом темы и приглашённые гости относились к негласно запрещенным в СССР (например, сюжеты о жизни людей на Западе).
Премьера «До и после полуночи» состоялась в марте 1987 года на «Первой программе ЦТ». Гостем стал народный артист РСФСР Андрей Миронов (это было его последнее интервью на телевидении). Изначально руководство предполагало ограничиться одним выпуском, но у передачи был хороший рейтинг несмотря на позднее время эфира — 23:30 по московскому времени, поэтому было решено продолжить работу над программой.
Режиссёр Константин Куц
(род. 18 сентября 1968 г.)

Устроился на телевидение в 1989 году электромехаником программных аппаратных и прошёл сложный карьерный путь до главного режиссёра телеканала «Культура».

В качестве режиссёра-постановщика снимал рейтинговые телепроекты «Форт Боярд», «Большая стирка», «Умники и умницы», «Премьер-лига КВН», «ОСП-студия», «Большой вопрос», «ТВ Бинго Шоу», «Кинокафе», «Суд идёт», «Про это», «Империя страсти», «90-60-90», «Рок вокруг часов» и другие.

Является режиссёром-постановщиком огромного количества концертов, шоу-программ и спектаклей.
Журналист Александр Ухов
(род. 24 февраля 1951 г.)

Прошёл путь от референта до политического обозревателя, главного редактора ЦТ.

Работал собкорром за рубежом программы «Время» и радио «Маяк», телеведущим и руководителем популярных программ «Времечко», «Про футбол» и др., главным редактором спортивных программ ТВЦ.

Автор документального фильма «К полюсу!» об экспедиции через Северный Ледовитый океан, первого советско-американского фильма «Пойдём вместе» и др.

Автор и продюсер спортивных программ и фильмов.